Четверг
02.05.2024, 11:34
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Август » 6 » Идельсон а.д. 13 марта родились...
12:59

Идельсон а.д. 13 марта родились...





идельсон а.д.

13 марта родились...

Воскресенье, 13 Марта 2011 г. 12:01 + в цитатник
 (699x659, 81Kb)
1882
Жак Шевалье (Jacques Chevalier)
французский католический философ и историк философии и психологии. Родился в Серийи. В 1900 поступил в Высший педагогический институт, где в 1903 ему была присвоена степень агреже философии. В 1903–1905 учился в Англии, а в 1914 стал доктором словесности, написав две диссертации по проблемам греческой философии: Критическое исследование псевдо-платоновского диалога «Аксиох» (Etude critique du dialogue pseudo-platonocien de l'Axiochos, 1914) и Понятие необходимого у Аристотеля и его предшественников, в частности у Платона (La notion du ncessaire chez Aristote et ses prdcesseurs notamment chez Platon, 1913). Преподавал философию в лицеях в Шатору (1909), Лионе (1912) и в Гренобльском университете (1919), где был в 1931 избран дуайеном факультета словесности. Был вице-президентом Совета университета, в 1938 исполнял обязанности ректора. Читал лекции в различных европейских странах: в Англии, Испании, Португалии, Италии, Голландии, Болгарии, Польше. Сотрудничал во многих периодических изданиях, в том числе в «Revue Catholique des Eglises», «Revue universitaire», «Les Nouvelles Littraires», «Revue des deux Mondes» и др. В правительстве Виши Шевалье был госсекретарем по проблемам народного образования и молодежи, а затем и по проблемам семьи и здравоохранения (1940–1942). После войны был заключен в тюрьму, предан суду и приговорен к смерти за сотрудничество с профашистским режимом, однако затем приговор был смягчен. В 1946 Шевалье вышел на пенсию и посвятил жизнь научным занятиям, в частности фундаментальному труду История мышления (Histoire de la pense, 4 тома, 1955–1961). Член-корреспондент Академии моральных и политических наук, Академии моральных наук в Мадриде. Кавалер Ордена Почетного легиона. Концепции Шевалье свойственны эклектические тенденции, но в целом он был сторонником католического бергсонизма, считая необходимым создание спиритуалистической (и одновременно научной) метафизики исходя из реалий духовного опыта человека и с использованием как научных методов, так и интуиции. Определенное влияние на Шевалье оказали, помимо Бергсона, Брюнетьер, Ромен Роллан и Эмиль Бутру, а также лазарист (член одного из религиозных орденов) отец Пуже, которого Шевалье познакомил с Бергсоном незадолго до смерти последнего. Общение с Пуже произвело сильное впечатление на Бергсона, поскольку в его взглядах он нашел много сходного с собственными этико-религиозными идеями (этой теме посвящена книга Шевалье Бергсон и отец Пуже, Bergson et le pre Pouget, 1954). Шевалье много сделал для сближения и союза церквей, в основном Римско-католической и Англиканской. Среди других его работ – Декарт (Descartes, 1921); Паскаль (Pascal, 1922); Бергсон (Bergson, 1926). Привычка: опыт научной метафизики (L'habitude, essai de mtaphysique scientifique, 1929); Жизнь духа (La vie de l'esprit, 1931); Идея и реальность (L'ide et le rel, 1932); Моральная жизнь и потустороннее (La vie morale et l'au del, 1938); Лекции по философии (Leons de philosophie, 1943). Шевалье издал Письма о морали (Lettres sur la morale) Декарта (1936), неопубликованную рукопись Клода Бернара Философия (La philosophie). Умер в Серийи в 1962 году.

1884
Юзеф Венгжин
польский актер. С 1903 г. выступал в театрах Львова, Кракова, Варшавы. Обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, создал романтические образы. В кино дебютировал в 1911 г. (фильм «Сладость греха»). Снялся более чем в 50 фильмах. Вначале играл роли «героев», затем перешел на характерные роли. Пользовался большой популярностью.

1884
Хью Уолпол
английский писатель, автор рассказов "Маленькое привидение", "Госпожа Лант", "Снег", "Тарн" и др.

1885
Наум Ильич Идельсон
советский астроном-теоретик и специалист по истории физико-математических наук. В 1909 году окончил юридический и физико-математический факультеты Санкт-Петербургского университета. Затем преподавал математику в среднем учебном заведении, в 1918—1919 годах работал в астрономическом отделении Естественнонаучного института имени П.Ф.Лесгафта, в 1919—1931 в Государственном вычислительном институте (позднее преобразованном в Астрономический институт). Одновременно в 1921—1926 годах руководил Петроградским (Ленинградским) отделением Пулковского вычислительного отдела. В 1931—1936 годах работал в теоретическом секторе Пулковской обсерватории (с 1934 — заведующий сектором). В 1936 году был арестован в связи с «пулковским делом», вернулся к научной деятельности в 1939. В 1939—1941 годах возглавлял отдел эфемеридной службы и ежегодников в Астрономическом институте. В 1941—1944 годах работал в Институте теоретической геофизики Академии Наук СССР в Казани и Казанском университете (заведовал кафедрой геофизики). С 1946 года руководил астрометрическим отделом Пулковской обсерватории. С 1926 года и до конца жизни преподавал в Ленинградском университете (с 1933 — профессор). Основные научные работы посвящены вычислительной и теоретической астрономии. Был одним из организаторов эфемеридной службы в нашей стране, а также одним из инициаторов издания астрономических ежегодников. В Астрономическом институте возглавлял вычислительные работы по основным разделам «Астрономического ежегодника СССР», был ответственным редактором его выпусков на 1941—1943 годы и автором пояснительных разделов. В приложениях к выпускам ежегодника опубликовал статьи о редукционных вычислениях и фундаментальных постоянных в астрономии. Участвовал в создании и был редактором первого выпуска «Морского астрономического ежегодника». В 1922 рассчитал по методу Бесселя таблицы редукционных величин, использовавшиеся при составлении ежегодников и при обработке позиционных наблюдений. В 1927 определил поправку равноденствия Пулковского каталога 1915,0 по пулковским наблюдениям Солнца за период 1904—1915 и получил значение, отличающееся высокой точностью. Обработал пулковские наблюдения Солнца за период 1885—1900 годов и наблюдения собственных движений звёзд Гельсингфорсской зоны. Определил элементы орбит нескольких комет, провел большую работу по предвычислеиию появления кометы Мешена-Туттля в 1926 году, вычислил возмущения в движении кометы Энке. Исследовал некоторые вопросы теории фигуры Земли и теоретической гравиметрии. Написал капитальный труд «Теория потенциала с приложениями к теории фигуры Земли и геофизике» (1936). Автор курса «Способ наименьших квадратов и теория математической обработки наблюдений» и книг по истории календаря, биографий Николая Коперника, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Ж.Лагранжа, А.Клеро и Н.И.Лобачевского. Умер в Ленинграде 14 июля 1951 года. Основные историко-астрономические работы Идельсона изданы отдельной книгой «Этюды по истории небесной механики» (1975). Именем Идельсона названа малая планета (1403 Idelsonia), открытая Г.Н.Неуйминым 13 августа 1936 года в Симеизской обсерватории, а также кратер на обратной стороне Луны. Литература: Яхонтова Н.С., Идельсон, в сборнике: Историко-астрономические исследования, выпуск 4, Москва, 1958, страницы 387—452 (имеется список трудов Идельсона).

 (551x699, 200Kb)
1885
Лев Владимирович Руднев
советский архитектор, ведущий практик сталинской архитектуры. Педагог и организатор крупных архитектурно-проектных организаций. Автор значительных сооружений в Советском Союзе и Варшаве. Родился в Новгороде, в семье школьного учителя. В 1895 году семья Рудневых переезжает в Ригу. В этом городе Руднев закончил Рижское реальное училище (ныне 1-я Рижская государственная гимназия) и художественную школу. В 1906 году Лев Владимирович поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В Академии он учился живописи и архитектуре у Леонтия Бенуа и Ивана Фомина в проектной мастерской которого работал параллельно с обучением. С 1911 года Руднев успешно участвовал в различных архитектурных конкурсах, а в 1915 году он стал сертифицированным специалистом в архитектуре. Дипломная работа — «Университет в столичном городе» — выполнена в мастерской профессора Л.Н.Бенуа. После февральской революции Руднев выиграл конкурс на памятник Жертвам революции на Марсовом поле в Петрограде (март 1917). Авангардный монумент был построен в соответствии с проектом Л.В.Руднева. В 1920—1923 годах находился в Бухаре, где помогал восcтанавливать, повреждённый при осаде и взятии города — Арк. В 1924 году Л.В.Руднев возглавил мастерскую «Ленпроекта». Здесь проектируются жилые дома, больницы, профилактории, клубы, создаёт интерьеры океанских теплоходов «Абхазия» и «Аджария». С 1934 г. организовывает мастерскую Министерства обороны СССР и руководит её работой. В разные годы в проектных мастерских Москвы и Ленинграда с Л.В.Рудневым сотрудничают архитекторы — В.Е.Асс, О.Л.Лялин, П.П.Зиновьев, М.А.Шепилевский, В.О.Мунц, И.Е.Рожин, А.Ф.Хряков. До февраля 1942 г. находился в блокадном Ленинграде. После окончания Великой Отечественной войны Лев Руднев принял активное участие в восстановлении разрушенных городов Воронежа, Сталинграда, Риги и Москвы. В 1922—1948 гг. Л.В.Руднев был профессором Академии художеств в Ленинграде, в 1948—1952 гг. , профессором Московского института архитектуры. Л.В.Руднев, а также Действительным членом Академии Архитектуры СССР. Самая примечательная архитектурная работа Руднева — Ансамбль Московского государственного университета имени Ломоносова на Воробьёвых (тогда Ленинских) горах (1948—1953, разработан совместно с С.Е.Чернышевым, П.В.Абросимовым, А.Ф.Хряковым и инженером В.Насоновым). Его Дворец культуры и науки в центре Варшавы в Польше (1952—1955 гг.; с соавторами) решён в том же позитивном композиционном ключе, что и комплекс Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах. Умер 19 ноября 1956 года. Архитектор Лев Владимирович Руднев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Л.В.Руднев был автором многих крупных проектов в масштабах Советского Союза, в том числе: Военная академия РККА имени Фрунзе в Москве (1938), соавтор В.О.Мунц; Административное здание по улице Шапошникова (1934—1938); Административное здание на Фрунзенской набережной (1938—1955); Московский государственный университет, Главное здание (1949—1953 гг). Это, пожалуй, самое известное из его зданий, за проект которого ему с соавторами была присуждена Сталинская премия в 1949 году; Дом правительства Азербайджанской Советской Социалистической Республики в Баку (закончен строительством в 1952 году; соавторы: Мунц В.О., Ткаченко И.В.); Дворец культуры и науки в Варшаве в Польше (1955). Ленинград. Проекты и постройки; Памятник «Борцам революции» (иначе — «Жертвам революции») на Марсовом поле (1917—1919 гг.; конкурс); Профилакторий Нарвского района, архитекторы Л.В.Руднев и О.Л.Лялин, 1927 год; Пропилеи Смольного (1923 г.; конкурс); Боткинская больница (1926 г.; соавтор О.Л.Лялин; конкурс, 1-я премия); Профилакторий Московско-Нарвского района (1927 г.; соавтор О.Л.Лялин); Профилакторий «Текстильщица», иначе Володарского района на проспекте Елизарова, дом 32 (1928—1930 гг.; соавторы: Левинсон Е.А., Лялин О.Л., Свирский Я.О., Фомин И.И.); Музей Ботанического сада (1928—1930 гг.; соавтор Свирский Я.О.; конкурс всесоюзный; 2-я премия); Василеостровский дом культуры (1929 г.; соавтор Фомин И.И.; конкурс); Дом культуры Выборгского района (1930 г.; конкурс); Текстильный институт на углу ул. Герцена и Кирпичного пер. — обработка фасада незавершенного здания банка (1930 г.; соавтор Свирский Я.О.); Зоопарк в Шувалово-Озерках (1931 г.; конкурс); Дом Советов (1936 г., соавторы: Мунц В.О., Сегал Л.Б., конкурс закрытый); Аэровокзал (1936 г.; соавтор Петров А.В.); Маяк-памятник В.И.Ленину в ленинградском порту (1938 г.; конкурс). Москва. Проекты и постройки: Дворец культуры Пролетарского района (1929 г.; соавтор Свирский Я.О.; конкурс); Военная академия РККА имени Фрунзе на Девичьем поле (1931 г.; совместно с Мунцем В.О.; конкурс; осуществлен в 1932—1937 гг.); Наркомат обороны на Фрунзенской набережной (проект 1939 г.; осуществлен в 1951 г.); Театр Красной армии (1934 г.; соавтор Мунц В.О., конкурс); Всесоюзный институт экспериментальной медицины — ВИЭМ (1932 г.; соавторы: Лялин О.Л., Свирский Я.О.); Двор Главного здание МГУ; Наркомат обороны в Антипьевском переулке (1937 г.); Музей Красной армии (1940 г.); Станция метро «Павелецкая» (1945 г.; конкурс); Адмиралтейство — Министерство Военно-морского флота (1945 г.; конкурс); Московский государственный университет на Ленинских горах (1948—1953 гг.; руководитель; соавторы: Чернышев С.Е., Абросимов П.В., Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н.); Пантеон — Памятник вечной славы великих людей Советской страны на Ленинских горах (1954 г.; конкурс). Другие города. Проекты и постройки: Дом культуры в Вятке (1924 г.; соавтор Фомин И.И.); Памятник В.И.Ленину в Вятке (1925 г.); Памятник жертвам революции в Одессе (1925 г.; конкурс всесоюзный, 1-я премия); Госбанк в Новосибирске (1928 г.; соавторы: Мунц В.О., Свирский Я.О.); Уральский Политехникум в Свердловске (1928—1930 гг.; соавторы: Левинсон Е.А., Фомин И.И., Свирский Я.О.; конкурс всесоюзный МАО; 4-я премия); Наркомат Обороны, Москва; Дом Правительства Белорусской ССР в Минске (1929 г.; соавтор Фомин И.И.; конкурс всесоюзный, 2-я премия); Аэровокзал в Свердловске (1936 г.); Дом Правительства Азербайджанской ССР в Баку (1937 г.; соавторы: Мунц В.О., Ткаченко И.В.); Дворец нефтяной техники в Баку (1940 г.); Воронеж — проект реконструкции (1946 г.; руководитель; соавторы: Ткаченко И.В., Лебедев В.В., Миронов А.В., Тиме Г.А., Штеллер П.П.); Проект центра Сталинграда (1944—1950 гг.); Чкаловская лестница в Горьком (1949 г.; соавторы: Мунц В.О., Яковлев А.А.); Дворец культуры и науки в Варшаве (1952—1955 гг.; руководитель; соавторы: Великанов А.П., Рожин И.Е., Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н.); Дом Советов в Сталинграде (1952 г.; соавтор Мунц В.О.). Статьи Л.В.Руднева в печати: «Дом Советов в Сталинграде (конкурсные проекты)». Архитектура и строительство. 1947 г. № 3. Страницы 9-14; «Архитектурный ансамбль на Ленинских горах». Советское искусство. 22 сентября 1951 г. № 76 (1360). Страница 2; «О формализме и классике». Архитектура СССР. 1954 г. № 11. Страницы 30-32. Источники: Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 12. Ленинград. 1927 г. Страницы 101—106; Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 13. Ленинград. 1930 г.; «Л.В.Руднев». Ильин Л. Архитектура СССР. 1940 г. № 3. Страницы 41-49; Лауреаты Сталинской премии в архитектуре. 1941—1950. Корнфельд Я.А. Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. 1953 г.; Архитектура СССР. 1954 г. № 9. Страница 32. Проект Пантеона в Москве; Архитектура СССР. 1956 г. № 12. 2-я страница обложки. Некролог; Архитектор Руднев. Москва. 1963 г.; Архитекторы об архитекторах. Санкт-Петербург: «Иван Федоров». 1999 г. Страницы 46-59. Хазанов В.В. «Лев Руднев»; Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. Составитель Исаченко В.Г. Санкт-Петербург: «Лениздат». 2000 г. Страницы 264—276. Хазанов В.В., Николаева Т.И. «Лев Руднев»; Ленинградский дом Советов. Архитектурные конкурсы 1930-х годов. Санкт-Петербург: ГМИСПб. 2006 г.

1886
Анри Ганьебен
Швейцарский композитор

1887
Раймонд Тейер Бердж
американский физик, член Национальной Академии Наук США (1932). Окончил Висконсинский университет (1909). В 1913-1918 гг. работал в Сиракузском университете, в 1918-1955 гг. - в Калифорнийском (с 1933 г. - профессор). Исследования посвящены квантовой теории молекулярных спектров, спектроскопии, статистике, уточнению и анализу физических постоянных, истории физики. Открыл изотоп углерода-13 (1929), предсказал существование дейтерия (1931), разработал метод определения теплоты диссоциации двухатомных молекул. В 1941 г. с высокой точностью определил скорость света. В 1955 г. - президент Американского физического общества.

 (465x699, 67Kb)
1887
Карлос Исамитт (Isamitt)
чилийский композитор, художник. Умер в 1974 году.

 (575x699, 69Kb)
1888
Антон Семёнович Макаренко
советский прозаик, публицист, педагог. Родился в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем годичные учительские курсы. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение Кризис современной педагогики. Имея реальные перспективы научной карьеры, с 1918, однако, избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в г.Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве. С сентября 1920 – заведующий Полтавской колонией для правонарушителей (впоследствии – имени М.Горького), где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно Горькому в 1914 отослал Макаренко на отзыв свой первый рассказ Глупый день, а с 1925 состоял с ним в переписке. В 1928 Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, провидчески заметил в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение». Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического неопросветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспрецедентные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности. Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стежками». В 1927 были написаны первые главы Педагогической поэмы. Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта, однако в связи с нападками со стороны педагогической общественности (основой которых были не столько действительные упущения Макаренко, сколько консерватизм, а то и обыкновенная зависть менее удачливых коллег), после объявления летом 1928 Наркомпросом Украины его системы воспитания «несоветской», подал заявление об уходе с работы. В 1932 опубликовал первое большое художественно-педагогическое произведение Марш 30 года – цикл очерков, объединенный основными действующими лицами, пока еще в краткой форме, но уже в свойственной Макаренко документально-«кинематографической», неявно-наставительной манере, лишенной сентиментальности, тяготеющей к юмору как своеобразному «смягчающему» способу передачи остроты внутренних переживаний и внешних коллизий, рассказывающий о жизни воспитательной колонии новаторского типа. С 1928 Макаренко работает над формированием нового коллектива – коммуны имени Ф.Э.Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных» подростков в процессе коллективного труда, но и окупала самое себя, давая государству огромную прибыль, и даже начала выпуск сложных приборов – фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электросверлилок, что выразилось в названии следующей книги Макаренко – ФД-1 (1932; уцелевшая часть рукописи опубл. в 1950). С помощью Горького в 1933–1935 была издана Педагогическая поэма, вскоре принесшая ее автору всемирную известность и открывшая новую страницу в истории педагогики. Уникальное художественное произведение о научном творчестве в области практического воспитания, оно не только показывало путь должного развития личности, основанный на принципе целеполагания, «положительной» активности, продуктивности, гуманистической взаимопомощи и социальной ответственности и, главное, уважительного доверия к человеку, но и давало живые и убедительные типы воспитанников с разнообразными, зачастую агрессивными задатками и сложными судьбами, эволюцию их характеров, а также подкупающий правдивостью образ самого Макаренко – наставника, организатора, старшего друга, раскрывая процесс воспитания в конкретных (зачастую забавных, заранее проецирующих на «разрешимость» конфликта) ситуациях, психологический динамизм которых проявлялся главным образом в диалогах с их эффектом читательского присутствия и тонкой речевой индивидуализацией. В 1933, после того как Харьковский театр стал шефом руководимой им коммуны, Макаренко пишет пьесу Мажор (опубл. в 1935 под псевд. Андрей Гальченко), нацеленную на передачу бодрого, жизнерадостного настроя коммунаров. Следующей была «производственная» пьеса из жизни заводских оптиков, борющихся за устранение брака, – Ньютоновы кольца (неопубликована), Макаренко написал также сценарии Настоящий характер, Командировка (оба опубликованы 1952), роман Пути поколения (незаконч., также из заводской жизни). В 1935 Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины, куда в сентябре 1936 на него из коммуны имени Ф.Э.Дзержинского поступил политический донос (Макаренко обвинялся в критике И.В.Сталина и поддержке украинских оппортунистов). Писателю дали возможность «скрыться», он переехал в Москву (1937), где завершил работу над Книгой для родителей (1937; в соавторстве с женой, Г.С.Макаренко). Повести Честь (1937–1938; основана во многом на воспоминаниях автора о детстве) и Флаги на башнях (1938) продолжили темы предшествующих художественно-педагогических произведений писателя, но уже в романтически-апологетической тональности, акцентируя не столько трудности процесса, сколько блеск успешного результата многолетних усилий и отточенной педагогической техники (в ответ на упреки критики в идеализации изображаемого Макаренко писал: «Это не сказка и не мечта, это наша действительность, в повести нет ни одной выдуманной ситуации... нет искусственно созданного колорита, и жили мои колонисты, представьте себе, во дворце» («Литературная газета», 1939, 26 апр.). «Запрограммированный» оптимизм Макаренко-воспитателя во второй половине 20 в. был скорректирован достижениями современной педагогики, учитывающей и чуждое Макаренко обращение к наследственности, сфере подсознания, к национальному менталитету и т.п. Однако время борьбы с «макаренковщиной» тоже прошло: концепция и практический опыт Макаренко изучаются и поныне, находя отклик у многих педагогов разных стран вплоть до начала 21 в. Активная публицистическая и литературно-художественная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939 года.

 (494x698, 60Kb)
1890
Фриц Буш (Busch).
немецкий дирижер и пианист. Брат Адольфа Буша. Генерал-музик-директор в Штутгарте, в 1922-1933 гг. — Государственной оперы в Дрездене, где дирижировал премьерами ряда опер Р.Штрауса. С 1933 г. гастролировал во многих странах. В 1945-1950 гг. дирижер "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Умер в 1951 году.

1890
Идрис I (Мухаммед Идрис аль-Махди ас-Сенуси)
ливийский правитель, король Ливии в 1951-1969 гг. Pодился в Джагбубе в восточной Киренаике, которая тогда находилась под властью Турции. Внук основателя ордена сенуситов Мухаммеда ибн Али ас-Сенуси. После поражения сенуситов в военных действиях против британских войск отстранил в марте 1916 г. Ахмеда аш-Шерифа от власти и стал эмиром Киренаики и главой ордена сенуситов. придерживался пробританской ориентации. Заключил в 1917 г. в Акраме соглашения с Италией и Великобританией, в соответствии с которыми признавался его суверенитет над неоккупированной территорией Киренаики, прекращались военные действия с Италией и Великобританией, восстанавливалась свобода торговли между Египтом и Ливией. В 1917 г. изгнал из Киренаики турецких военных представителей. Его соглашение с итальянскими военными властями в Эр-Раджме (1920) признавало раздел Ливии на две части: Триполитанию и Киренаику, подтверждало его власть в неоккупированной части Киренаики, ему и другим членам рода Сенуси определялись денежные субсидии. С согласия Великобритании и Италии вел военные действия против триполитанских племен. В декабре 1922 г. эмигрировал в Египет. В соответствии с соглашениями с Великобританией (1936, 1940) в 1940 г. из находившихся в Египте ливийцев были сформированы военные подразделения, участвовавшие в освобождении Ливии от итало-германских войск. В 1944 г. вернулся в Киренаику. В 1949 г. провозгласил Киренаику независимым государством (эмиратом). С 24 декабря 1951 г. король Соединенного Королевства Ливии (с 1963 г. – Королевство Ливия). В его правление Ливия оставалась экономически отсталой, зависимой от иностранных монополий страной, на ее территории сохранялись иностранные военные базы. 1 сентября 1969 г. был свергнут в результате революционного переворота; эмигрировал в Египет. В 1971 г. заочно приговорен к смертной казни. Умер в Каире 25 мая 1983 года.

1891
Николай Иосифович Конрад
советский востоковед, академик Академии Наук СССР (1958). Родился в Риге (по другим данным в деревне Жуковка Орловской губернии). Окончил японско-китайский разряд факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (1912) и японское отделение ПВА (Практической восточной академии). Преподавал в Киевском коммерческом институте (1912—1914). Стажировался в Японии (1914—1917), изучал в Токийском университете японский и китайский язык, культуру и классическую литературу Японии. По возвращении на родину вместе с Е.Д.Поливановым некоторое время работал в Наркоминделе (перевёл, в частности, на японский язык «Обращение к народам Востока» и «Обращение к трудящимся и угнетенным всего мира»), был тесно связан с Китайским Советом рабочих депутатов в Петрограде. В 1919—1922 преподавал в Орловском университете, был его ректором. С 1922 преподаватель, с 1926 профессор Ленинградского института живых восточных языков (до 1938). Одновременно преподавал в Географическом институте ЛГУ. В 1934—1936 читал лекции в Институте Красной Профессуры. С 1931 научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР, возглавил там работу по изучению японских исторических документов эпохи Мэйдзи, а также занимался вместе с Н.А.Невским составлением японско-русского словаря. В 1934 избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР. 29 июля 1938 был арестован, обвинён по статье 58-1а УК РСФСР (как японский шпион). Ведшие дело Конрада зам. нач. отдела УНКВД ЛО Голуб, следователь Трухин, нач. отдела Соловьев, сотрудники Гаркавенко, Слепнев и др. систематически избивали его, держали по нескольку часов в «стойке». Конрад дважды отказывался от данных под пытками показаний. 10 ноября 1939 ОСО при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ; отправлен в Канск. Зимой 1939/1940 работал в лагере на лесоповале. Благодаря хлопотам влиятельных лиц (в том числе президента Академии Наук СССР В.Л.Комарова) направлен в «шарашку», где работал с китайским и японским языками. Достоверно известно, что в первой половине 1941 занимался научной работой непосредственно в Бутырской тюрьме, где находился в связи с пересмотром дела. Освобожден постановлением ОСО при НКВД СССР 8 сентября 1941. С тех пор жил в Москве. Профессор Московского института востоковедения (1941—1950), МГУ. Действительный член Академии Наук СССР (с 1958). Научные интересы — японская классическая и современная литература, социально-экономическая и политическая история японского средневековья, система японского образования, классическая японская и китайская философия, лингвистика. Издал переводы на русский язык ряда памятников японской классической литературы («Исэ-моногатари», «Ходзэки» и др.). Широкую известность получила книга «Запад и Восток» (1966), прослеживающая культурно-исторические параллели и способы разного выражения одних и тех же идей в культурах Запада и Востока. Автор «советского извода» концепции «Восточного Ренессанса». Как педагог воспитал много учеников, создал ряд учебных пособий. Редактор «Большого японо-русского словаря» (1970), по широте представленного в нем материала до сих пор не превзойденного. В 1969 правительство Японии наградило Конрада орденом Восходящего солнца 2-й степени. Умер в Москве 30 сентября 1970 года. Библиография: Современная начальная школа в Японии. — Санкт-Петербург, 1913. — 156 страниц; Япония. Народ и государство. Исторический очерк. - Петроград, 1923. - 168 страниц; Исэ-Моногатари. Лирическая повесть древней Японии. / Перевод Н.И.Конрада. Петроград, Всемирная литература. 1923. 169 с = (ЛП). - Москва: Наука, 1979. - 288 страниц; Японская литература в образцах и очерках. - Ленинград, 1927. - 553 страницы; - Москва: Наука, 1991. - 551 страницы (Библиотека отечественного востоковедения); Японский театр. Сборник статей. - Ленинград- Москва, 1928; Краткий очерк грамматики японского разговорного языка. - Ленинград: Ленинградский восточный институт, 1934. - 65 страниц; Синтаксис японского национального литературного языка. - Москва, 1937. - 375 страниц; Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование Н.И.Конрада. - Москва- Ленинград: Издательство АН, 1950. - 404 страницы; У-цзы. Трактат о военном искусстве. / Перевод Н.И.Конрада. - Москва: ИВЛ, 1958. - 131 страницы; Запад и Восток: Статьи. - Москва: Наука, 1966. - 519 страницы; (2-е издание) Москва.: Наука, 1972. - 496 страниц; Очерки японской литературы. Статьи и исследования. Москва: ХЛ, 1973. - 462 страницы; Японская литература. От «Кодзики» до Токутоми. Очерки. - Москва: Наука, 1974. - 567 страниц; Избранные труды: История. - Москва: Наука, 1974. - 471 страницы; Избранные труды: Синология. - Москва: Наука, 1977. - 621 страницы; - Москва.: Ладомир, 1995. - 621 страницы; Избранные труды. Литература и театр. - Москва.: Наука, 1978. - 462 страницы; Очерк истории культуры средневековой Японии, 7-16 вв. - Москва.: Искусство, 1980. - 144 страницы; Неопубликованные работы. Письма. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. - 543 страницы. Литература: Брагинский И.С. Об основных чертах литературоведческой концепции академика Н.И.Конрада (к 80-летию со дня рождения) // Народы Азии и Африки. Москва, 1971. № 2. Страницы 139-146; Штейн В.М. Исследования академика Н.И.Конрада по истории древнекитайского военного искусства // Китай.Япония. История и филология. Москва, 1961. Страницы 39-44.

1892
Марк Николаевич Жирков
якутский композитор, заслуженный деятель искусств Якутской АССР (1941) и РСФСР (1947). Родился в Вильнюсе. В 1936 окончил композиторское отделение Московской консерватории по классу И.И.Дубовского. Тогда же организовал Якутский народный хор и руководил им до 1940. В 1940—1947 художественный руководитель Музыкального театра-студии в Якутске. С 1947 возглавлял сектор искусствоведения Института языка, литературы и истории Якутского филиала Академии Наук СССР. Автор музыки к спектаклям Якутского драматического театра. Написал совместно с Г.И.Литинским первые якутские оперы "Ньюргун Боотур" (Якутск, 1947), "Сычьш Кырынаастыыр" (Якутск, 1947) и балет-сказку "Полевой цветок" (Якутск, 1947), балет "Алый платочек" (1949). Автор (совместно с Г.Лобачевым и др.) песен на слова якутских поэтов ("Песня о Родине", "Над Якутском", "Песня охотника", "Весной" и др.). Записывал и обрабатывал якутские народные песни. Издал сборник "Якутские песни для голоса и хора с сопровождением фортепиано" (Москва — Ленинград, 1948). Умер в Якутске 15 апреля 1951 года.

1893
Исаак Петрович Махлис
советский художник. Родился на Украине. В 1911 г. окончил Харьковское художественное училище, три года провел в Париже, занимаясь в Академии художеств по классам живописи и скульптуры. С 1914 г. начал работать в театре, с 1917 г. – в кинематографе (у А.Ханжонкова). С 1927 г. – художник киностудии «Ленфильм». Лучшие работы: «По закону» (1926), «Господа Скотинины» (1927), «Его превосходительство» (1928), «Каин и Артем» (1929, совместно с Н. Суворовым), «Спящая красавица» (1930), «Чапаев» (1934), «Граница» (1935, совместно с Е.Хигером), «Небесный тихоход» (1946), «Золушка» (1947, совместно с Н.Акимовым), «Солистка балета» (1947), «Александр Попов» (1949). Выступал как художник-график и театральный художник. Скончался 6 сентября 1958 года.

1894
Семен Борисович Борисов (Семен Борухович Шерн)
писатель, журналист. Познакомился с С.Есениным в 1920 году, но активно общался с поэтом в 1923- 1924 годы. После возвращения Есенина из-за зарубежной поездки. предложил ему написать несколько очерков о своих впечатлениях. Познакомил поэта с секретарем газеты «Известия», где вскоре и был опубликован очерк «Железный Миргород». С.Борисов высоко отозвался о «Москве кабацкой» еще до публикации книги. После вечера в Политехническом музее 21 августа 1923 года он в статье «Вечер Есенина» ( «Известия ВЦИК», 1923, 23 августа) о есенинской поэзии писал : «… в первом цикле - «Москва кабацкая» - несмотря на жалость поэта к этой умирающей Москве, которую Октябрь выбросил за борт истории, чувствуется новая большая струя в поэзии Есенина. Сила языка и образа оставляет за собой далеко позади родственную ему по романтизму поэзию Блока. В лирике Есенина былая любовь к старой нищей России сменилась близостью к городу, и его индустрии, и каменным громадам». В августе 1923 года на подаренном С.Борисову фотопортрете С.Есенин написал: «Милому Сене с любовью С.Есенин». Ему же был отдан текст написанной в 1923 году автобиографии, которую С.Борисов опубликовал вместе со своими воспоминаниями в 1926 году в журнале «Красная нива». А.Л.Миклашевская вспоминала, что С.Есенин был очень дружен с журналистами М.Кольцовым, О.Литовским и его женой, с С.Борисовым. Встречи были интересными и носили иной характер, чем общение с его «друзьями». В августе 1924 года С.Борисов писал С.Есенину в Константиново: «Дорогой Сережа! Я недавно приехал из Питера и так хотел повидать тебя!.. Вылезай скорее из своей берлоги. Как-то все кругом бесцветно – люди полиняли, или что, - в общем неважно…». С.Есенин с С.Борисовым бывали в различных местах Москвы кабацкой, проводили шумные попойки, встречались с проститутками, ночевали у цыган. С.Борисов присутствовал на устроенном Есениным в ночь с 24 на 25 июля 1925 года перед отъездом на Кавказ свадебном «мальчишнике», который назвал «невеселым свадебным пиром»..Последняя их встреча состоялась в день перед отъездом поэта в Ленинград. Это были невеселые проводы. С.Борисов входил в комиссию по увековечению памяти Есенина, хотел написать подробные воспоминания о встречах и разговорах с поэтом. Сохранился краткий текст воспоминаний, завершенный 7 марта 1926 года. В дальнейшем он стал готовить новый вариант воспоминаний, который был опубликован в 90-е годы. С 1929 года С.Борисов работал собственным корреспондентом газеты «Известия» в Латвии. В начале войны ушел добровольцем в ополчении в составе «писательской роты». Погиб в октябре 1941 года.

1894
Валентина Михайловна Ходасевич
российский художник театра. Племянница поэта В.Ф.Ходасевича. Училась в художественной студии Ф.И.Рерберга, Строгановском училище (2-я половина 1900-х), студии В.Е.Татлина (1912) в Москве, в студии Хабермана (1910-1911) и у Эссига в Мюнхене, в Академии Витти (1911-1912) в Париже. В театре с 1918 г. Оформила спектакли: «Дерево превращений» Н.С.Гумилева (Театр-студия петроградского ТЕО, 1919), «Приемыш» С.Э.Радлова (1920), «Виндзорские проказницы» Уильяма Шекспира (1920), «Работяга Словотеков» Максима Горького (1920/1921), «Господин де Пурсоньяк» и «Летающий лекарь» Мольера, «Деревенский судья» П.Кальдерона - все в 1921 г. в театре «Народная комедия» (в 1918-1921 гг. главный художник), «Близнецы» Плавта и «Обращение капитана Брасбаунда» Бернарда Шоу (1923) - в Большом драматическом театре, «Отелло» Шекспира (Ленинградский академический театр драмы, 1927), «Вольпоне» Б.Джонсона (Ленинградский театр Комедии, 1929) и др. Оформляла массовые театрализованные зрелища в Петрограде. В 1922-1928 гг. жила за границей (Германия, Англия, Франция, Италия), оформила спектакль «Лукреция» Э.Каваккьоли (Театр Пиранделло, Рим, 1925) и др. С 1930 г. работала преимущественно в музыкальном театре (в 1932-1936 гг. главный художник Большого театра). Оформила спектакли МХТ «Ломоносов» Вс.В.Иванова (1953) и «Двенадцатая ночь» Шекспира (1955). Автор воспоминаний «Портреты словами» (1987, 2-е издание, 1995).

1895
Владимир Васильевич Вейдле
русский историк искусства, культуролог. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1916). В 1918–1920 – профессор Пермского университета, в 1921–1924 преподавал историю искусств в Петрограде. С 1924 в эмиграции. В 1932–1952 – профессор Богословского института в Париже. Печатался в эмигрантских изданиях «Числа», «Новый град», «Современные записки» и др., после Второй мировой войны – в «Новом журнале», «Новом русском слове», «Вестнике РСХД». В ряде работ развивал идеи западничества. В книге Задачи России (1956) писал о своеобразии русского гуманизма, который, в отличие от своего западного аналога (имеющего просветительскую природу), основан на чувствах греховности, сострадания и милосердия. Самобытности России и русской культуры, согласно Вейдле, никоим образом не угрожают их исторически глубокие и органические связи с Европой. Центральной темой его размышлений всегда оставалась проблема христианской культуры. Об этом он писал в своем главном труде Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества (1937). Вера в подлинное бытие творимого, его жизненность («живые лица») составляет, по Вейдле, суть художественного творчества. Когда эта вера ослабевает, на смену творчеству приходит техника, а «лица» в искусстве уступают место «типам». Историко-философский интерес представляет критика Вейдле философских оснований и эстетики структурализма (в частности, в книге Эмбриология поэзии, 1980). Умер в Париже 5 августа 1979 года.

1897
Марсель Тири
бельгийский поэт и прозаик, один из крупнейших бельгийских франкоязычных писателей XX века. Участвовал в первой мировой войне, добровольцем вступив в бельгийскую армию в 1915 г., воевал в России, возвращался домой через Сибирь и Америку. Изучал право, занимался коммерцией, много путешествовал. Во время второй мировой войны под псевдонимом Ален де Мез сотрудничал в нелегальных изданиях "Леттр франсэз", "Эроп", "Честь поэтов".

 (466x699, 51Kb)
1897
Александр Викторович Топачевский
выдающийся ученый ботаник и гидробиолог, педагог, один из корифеев отечественной гидробиологии, академик Академии Наук Украинской ССР (с 1972).. Александр Топачевский 14 лет возглавлял Институт гидробиологии Академии Наук Украинской ССР, где работал до последней минуты своей жизни. В свое время, будучи профессором и деканом биологического факультета Киевского государственного университета имени Т.Г.Шевченко, он воспитал плеяду высококлассных специалистов. Среди них известные ученые, доктора наук, профессора, создавшие фундаментальные труды по классической ботанике, физиологии водных растений, осуществившие экологические, радиоэкологические и санитарно­гидробиологические исследования бассейнов Днепра и Дуная, изучившие проблемы экологии малых рек Украины, историю водной фауны. Им принадлежат также актуальные работы по вопросам рыбного хозяйства, качества воды и ее биологического самоочищения. «В науку он пришел не как вундеркинд, а уже зрелым человеком, только в 30е годы... Но повезло в другом: его учителями и единомышленниками были академики старой школы… чьи взгляды основывались на передовых идеях великого природоведа Владимира Вернадского», — писал об А.Топачевском ровно десять лет назад его ученик, профессор Виталий Полищук. Вспомним же об этих рыцарях ноосферы — сферы разума. По окончании коммерческого училища двадцатилетнего Александра ожидал непростой жизненный путь. Отец — из «поповской» семьи, да еще и троюродный брат «буржуазно-националистического» историка Михаила Грушевского. Хотя сам был не священником, а бухгалтером, и даже бастовал в Бо­ярке, но ведь не шпалы укладывал, как Павка Корчагин! За плечами училище, но опять-таки «не то»: новой власти коммерсанты не нужны. Предстояло жить, не рассчитывая на симпатии большевиков. В 1925 году Александр поступил в Киевский университет (тогда — Институт народного образования). Во время учебы несколько лет спустя будущий ученый преподает природоведение в Киевской трудшколе, на рабфаке Украинского института лингвистического образования, а также заведует учебной частью вечерней школы рабочей молодежи. Понятие народного образования в 30-е годы означало готовить кадры для средней школы. Но мечта о глубоких исследованиях природы, познании ее тайн не оставляет Александра Топачевского. И в 1935 году он поступает в аспирантуру Киевского университета. Здесь снова оказывается в среде лучших мыслителей в области биологии. Академики А.Палладин, Д.Фердман, профессора Д.Белинг и Я.Ролл определили формирование А.То­пачевского как ученого, способствовали широте его взглядов и профессиональных интересов. Идеи Александра Викторовича поддерживала и всегда помогала ему в работе жена — Мария Макаревич, тоже ботаник....Война на несколько лет разлучила его с наукой и близкими людьми. Сразу же после освобождения Киева А.Топачевский вернулся в университет, деятельность которого возобновилась в январе 1944 г., хотя главный корпус еще стоял в руинах. Работал на его восстановлении. Следующие полтора десятилетия заполнены научной, педагогической и общественной деятельностью в университетских стенах. Работает доцентом, читает курс лекций и заведует кафедрой низших растений. Был деканом биологического факультета и председателем его ученого совета. Все это совмещает с работой в Институте ботаники Академии Наук УССР, где под его руководством создана лаборатория альгологии (там и сегодня проводят исследования многие ученики Алек­сандра Викторовича). Рядом с ним работали ученые старой школы, корифеи классической биологии — академики Н.Холодный и Д.Зеров, профессор А.Окснер, чьи высокая научная принципиальность и человеческая порядочность были живым примером для молодежи. Сам Александр Викторович любил вспоминать об отношениях великих ученых — Ч.Дарвина и А.Уоллеса, которые старались уступить друг другу право первенства в открытии естественного отбора. Тогда, в ХІХ веке, только настойчивость Уоллеса, понимавшего, что теорию эволюции все же разработал Дарвин, склонила последнего прочитать исторический доклад в Линнеевском обществе, после чего появился знаменитый труд «Происхождение видов». Именно в 50-е годы ярко проявились характерные черты Александра Викторовича как ученого и воспитателя: блестящий талант организатора, умение четко определять задачи и цели исследования, доказать всем исполнителям его целесообразность, необходимость и практическую значимость. И, едва ли ни самое важное — владение искусством увлечь и заинтересовать своих помощников, мобилизовать их усилия и возможности на творческий поиск. Изучая растительный мир водоемов украинского Полесья, А.Топачевский показал себя прекрасным организатором научных экспедиций, в которые привлекал студентов и преподавателей. «Для всех биологов, учившихся в Киевском университете с 1935 по 1960 годы, воспоминания об alma mater связаны с мощной фигурой Александра Викторовича, — рассказывала его ученица доктор биологических наук Надежда Масюк. — Он обладал безошибочным чутьем на одаренных студентов. После летней учебной практики в Каневе, обязательной для всех биологов, вокруг него формировалась группа учеников, выделяющихся любознательностью, наблюдательностью, независимостью взглядов, неутомимостью в экскурсиях». Каневская практика студентов университета, которой много лет руководил А.Топачевский, становилась неординарным событием для каждого ее участника. На овеянных легендами заветных холмах над седым Днеп­ром, вблизи Чернечей горы, где обрел вечный покой Великий Кобзарь, работали еще и геологи, географы, историки, археологи, фольклористы. Поклониться могиле Тараса, посетить усадьбу первого ректора Киевского университета Михаила Максимовича в Прохоровке было святой обязанностью. Воспоминания о тех июльских неделях остались поэтической исповедью ярчайших дней жизни. Попасть сюда — означало навсегда вобрать мудрость еще нетронутой природы, таинственную грусть скифских поселений и древнерусских городищ, свободолюбивый дух казацких времен... Путешествия по мрачным грабовым лесам, по тем горным тропкам, где ходил Тарас Шевченко, походы по Пекарскому и Костянецкому оврагам к обнажениям древних геологических эпох, поездки на лодках на пойменный остров Заречье — все это открывало новые горизонты для познания природы, истории, самих себя. Обычный юноша, вчерашний солдат или школьник приобщался к высшей форме сознания — научному мышлению. Здесь зарождались дружеские, творческие и родственные отношения на всю жизнь. Может, и нетрудно молодому человеку заинтересоваться жизнью животных и растений. А вот полюбить невидимый мир мельчайших водорослей, привыкнуть к ежедневному кропотливому труду с микроскопом... Но разве могли вообразить эти юноши и девушки, что сине-зеленые водоросли, которые приходилось искать в лужах на заднепровских лугах, через десяток лет захватят Днепр, «зацветут» искусственные моря? Отцедив планктонной сеткой синюю пену, Топачевский задумчиво говорил своим юным спутникам: «В этой пробирке достаточно материала, чтобы изучать его всю жизнь. Однако нашей с вами жизни, милые мои, не хватит, чтобы решить проблему «цветения» воды». Он предвидел, предостерегал, пытался предотвратить экологическое бедствие... В 1959 году Александр Топачевский, широко известный в стране и за ее пределами ученый-альголог, выдающийся организатор научных исследований возглавил академический Институт гидробиологии. Это совпало с началом деградации коммунистической системы, которая сопровождалась явлениями доселе невиданного невежества и цинизма властных структур. Коррумпированная верхушка целенаправленно транжирила государственный бюджет. Ради получения наград, льгот и наживы создавали абсурдные, часто чрезвычайно опасные для природы и человека программы, «выбивая» под них огромные средства. Гидротехническое строительство, «мелиорация», межбассейновые переброски вод, БАМ — за каждым проектом стояла определенная «партия интересов». Сегодня осознание этого кажется нам обычной аксиомой. Но тогда строительная гигантомания наносила Украине непоправимый вред. Вместе с уникальными природными объектами — реками, озерами, болотами, лиманами, лесами, лугами — страна теряла биофонд органического мира. Хотя «преобразование природы» угрожало исчезновением жизни как таковой, в условиях повсеместной диктатуры этой угрозой просто пренебрегали. Клановость во власти достигала невиданных размеров. Да и покладистым научным работникам тоже кое-что перепадало... Выступить против этого безумия было почти невозможно. Партийные, государственные и общественные учреждения, СМИ, стоя на страже «строек коммунизма», готовы были уничтожить любого инакомыслящего. Однако профессор Топачевский не поддался всеобщему исполнительскому порыву и мужественно защищал природу Украины. В 50-е годы судьба Днепровского каскада практически была решена. В 60-х — сооружена Киевская ГЭС, завершалось строительство плотины Каневской. Шестью исполинскими прудами, так называемыми морями затопили миллион гектаров плодородных земель, пойменных угодий, луговых пастбищ, десятки сел, великое множество исторических памятников. Встал вопрос о Десне — на ней собирались строить три ГЭС. Это привело бы к экологической катастрофе всего бассейна Днепра. Припять уже пересушили «мелиораторы», оставалось только изуродовать плотинами и зарегулировать воспетую Александром Довженко красавицу Десну. Необходимо сказать, что в противовес биосферным, природоохранным взглядам, развившимся под влиянием трудов академиков В.Вернадского и Н.Холодного, «преобразователи природы» старались навязать общественности свое представление о «техносфере» — искусственно созданной среде существования, в которой найдет свое счастье человек коммунистического будущего. Реку они рассматривали как сугубо механическую систему, не принимая во внимание роль растений и животных в формировании русла, скорости течения, качества воды. Ученые Института гидробиологии, лично А.Топачевский решительно выступили против нелепых инициатив технократов и руководящей верхушки, в частности — преступных планов гидростроительства на Десне. По этому поводу он специально побывал на приеме у первого секретаря ЦК КПУ П.Шелеста, от которого услышал: «Без вашего института Украина обойдется, а без ГЭС — нет!» Вскоре Александр Викторович оставил должность директора «по собственному желанию», после чего возглавил созданный им в институте отдел санитарной гидробиологии, где и работал до последнего дня своей жизни... Но, как ни тяжело было бороться с такими монстрами, как «Гидропроект», «Гипроводхоз», плотины на Десне не построили. Для потомков была сохранена неповторимая природная реалия — свободная река с озерами и старицами среди замечательных лугов и сосново-дубовых рощ, которые изучали еще академики В.Вернадский, Н.Холодный, П.Погребняк. Уцелела и часть болот, этих природных фильтров, которым предоставили заповедный статус. Киевляне же, как и раньше, пьют сравнительно чистую деснянскую воду. Да что говорить — спасены от затопления лучшие угодья, чуть ли не пол-Черниговщины! И это в значительной степени благодаря патриотической молодежи, которой директор не боялся доверять ответственные дела. Известный биогеограф, эколог и публицист Виталий Полищук вспоминал, как Александр Викторович, почувствовав в нем, тогда еще аспиранте, неравнодушного, убежденного человека, поручал ему ездить на представительские совещания в различные министерства, составлять планы исследований, отчеты и меморандумы в вышестоящие инстанции. «Это была изнурительная борьба с жестокими, упрямыми, часто незримыми, но всегда коварными неучами — врагами природы», — вспоминал В.Полищук. А бороться было за что. На поругание гидростроителям уже отдавали Азовское море, которое собирались отделить дамбой от моря Черного. Гибель Азова казалась неотвратимой. Препятствовать этой бессмыслице было очень трудно. Руководящие партийные и государственные учреждения заняли твердолобую позицию, стоя на страже «великих строек». Однако, умно используя научный потенциал института и организовывая, несмотря на все преграды, соответствующее природоохранное паблисити (статья «Чуден ли Днепр?» в «Литературной газете», выступления на радио, научно-познавательный фильм «Синие атакуют»), удалось пробудить общественное мнение, повлиять на властные структуры, предотвратив строительство Керченской дамбы. Но на очереди появилась дамба Очаковская, которая должна была перекрыть устье Днепра, завершив его «зарегулирование». В результате из этой реки, третьей по полноводности в Европе, в Черное море не вытекало бы ни капли воды! Трудно предвидеть все губительные последствия таких проектов для Днепра, его лимана и Черного моря. Слава Богу, спасибо ученым, Днепр и поныне течет к морю, живет сказочная красота Херсонских плавней. Благодаря организаторским способностям академика А.Топачевского, его природоохранному научному мировоззрению, смелой кадровой политике институт стал одним из ведущих всемирно известных научно-исследовательских учреждений. Были созданы новые направления гидробилогических исследований: изучение малых рек и больших каналов (Днепр — Донбасс, Днепр — Кривой Рог и Северокрымский), санитарная гидробиология, водная токсикология, экология водоемов — охладителей тепловых и атомных станций, техническая гидробиология. Уникальную практическую ценность имеют результаты изучения экологических последствий Чернобыльской аварии, ставшие предупреждением для потомков. За исследование «Научные основы экономической оценки влияния гидротехнических объектов на водные экосистемы с целью управления качеством воды и биопродуктивностью» группа ученых института в 1995 году была удостоена Государственной премии Украины в области науки и техники. Заслуженного деятеля науки А.Топачевского избирали академиком-секретарем отделения общей биологии Академии Наук Украины, председателем Украинского гидробиологического общества, он был главным редактором «Гидробиологического журнала». В его фундаментальных трудах отображены оригинальные взгляды на проблему происхождения и развития растительного мира. Вместе со своими учениками Александр Викторович опубликовал ряд монографий и научных сборников: «Каналы СССР» (1968), «Цветение воды» (1968, 1969), «Гидрохимия и гидробиология водоемов — охладителей тепловых электростанций» и др. Умер в 1975 году.

1898
Генри Хатауэй (настоящее имя - Маркус Генри Леопольд де Финнес)
американский режиссер. С 1908 г. снимался в кино, работал ассистентом режиссера. Первый полнометражный фильм поставил в 1932 г. («Холм Дикой Лошади»). Снимал мелодрамы («Петер Иббетсон», 1935; «Тропинка одинокой сосны», 1936, премия Международного кинофестиваля в Венеции; «Ниагара», 1953), комедии («Колдовской час», 1934), военные фильмы («Дела и дни бенгальского улана», 1935; «Роммель – лис пустыни», 1952), детективы («Дом на 92-й улице, 1945; «Темный угол», 1946; «Поцелуй смерти», 1947; «Звонить Нартсайд 777», 1948), вестерны («Сыновья Кати Элдер», 1965; «Невада Смит», 1966). Последний фильм режиссера – «Стреляй!» (1972).

 (550x699, 73Kb)
1899
Панчо Владигеров Панчо Владигеров (Pancho Vladigerov).
болгарский композитор, пианист, дирижёр и педагог, широко известный и за пределами своей родины. Родился в Цюрихе, детство прошло в Шумене. В 1908 потерял отца (жертва политического режима, погиб в тюрьме). В 1910-1912 учился в Софии (изучал теорию музыки), в 1912-1918 - в Высшей школе музыки Берлина (игре на

Просмотров: 735 | Добавил: pecoley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz